Новости
Знания
Творчество
Аватары
Галерея
Гостевая
О нас
Ссылки
|
Что такое манга?
В самом простом понимании манга —
это японские комиксы. Однако за этим нехитрым определением скрывается
обширное явление, которое по своему масштабу, интересности и влиянию во
многом превосходит более известные у нас американские (да и все прочие)
комиксы.
В переводе с японского слово «манга» дословно означает «странные (или
весёлые) картинки». Это слово придумал в 1814 году знаменитый художник
Кацусика Хокусай для серии своих гравюр. Однако к истории манги мы
вернёмся позже, а сейчас ответим на первый и самый главный вопрос,
который задаёт человек, впервые услышавший о манге — чем манга
отличается от прочих комиксов?
Отличий очень много. И вот основные.
• Манга рисуется и издается черно-белой. Почему? В первую очередь потому,
что так дешевле. Вы можете купить полный 200-страничный том японской
манги по цене 30-страничного выпуска европейских комиксов. Во-вторых,
рисунок получается более выразительным — художник, не тратя времени на
цвет, уделяет больше внимания деталям. И, наконец, свою роль сыграла
традиция — ведь манга ведёт свою историю от традиционной японской
живописи, которая в большинстве своём чёрно-белая, так как рисуется
тушью.
• Детально проработанные сюжеты. В манге очень развита
повествовательная сторона, которая по своему уровню часто может
тягаться с полновесной литературой. Ещё один важный элемент —
разработка персонажей. Автор манги не только прорисовывает внешний вид
героя, но и в деталях продумывает его характер и биографию, и читатель
всегда находит в манге персонажа себе по душе.
• Огромное разнообразие. Манга не ограничена никакими рамками —ни
возрастными, ни жанровыми, ни художественными. В отличие от тех
же американских комиксов, подавляющее большинство которых предназначено
для детской и подростковой аудитории, манга охватывает и детей, и
подростков, и молодых людей, и людей среднего возраста, и даже
пенсионеров. Разнится манга и по полу своих читателей: произведения для
девушек и женщин составляют чуть ли не больше половины всей выходящей
манги. Не зацикливаются авторы и на каком-то одном жанре — кроме
фантастики, в манге не забыты и фэнтези, и киберпанк, и романтика, и не
очень известный у нас паропанк. Наконец, в манге применяются самые
разные стили рисования — от фотореалистичного до гротескного. К слову
сказать, отличительным признаком самого популярного сегодня стиля
является вовсе не величина глаз, как принято считать, а внимание,
которое художник уделяет глазам персонажа по отношению к остальным частям
лица.
Художник, рисующий мангу, называется мангака. Обычно он же и пишет
сценарий. Однако иногда труд сценариста берёт на себя отдельный человек,
который называется генсука. При мангаке работает постоянный штат
ассистентов. Их работа состоит в обводке тушью набросков, наложении
скринтонов (узоров, передающих полутона или текстуру поверхности),
прорисовке малозначительных деталей.
Публикуется манга в толстых еженедельных журналах, которых в Японии
существует более полусотни. В них публикуется сразу несколько
манга-сериалов — по одной главе в выпуске. Когда глав набирается
достаточное количество, выходит отдельный том (в 180—200 страниц).
Первые упоминания о создании в Японии историй в картинках относятся ещё
к XII веку, когда буддийский монах Тоба нарисовал четыре юмористические
истории, рассказывающие о животных, изображавших людей и о буддийских
монахах, нарушавших устав.
В привычном же для нас виде манга начала свое становление только после
Второй Мировой войны. У её истоков стоял гениальный сценарист и художник
Осаму Тедзука. В 1947 году он публикует мангу «Новый Остров сокровищ»,
благодаря которой мгновенно завоёвывает повсеместную популярность.
Произведение поражает читателей новаторскими графическими приёмами —
«кинематографическими» ракурсами и планами, звуковыми эффектами,
подчёркиванием фаз движения. Несмотря на то, что Япония после войны
буквально лежала в руинах, «Новый Остров сокровищ» расходится
фантастическим тиражом в почти полмиллиона экземпляров.
У Тедзуки появляется множество учеников и последователей, которые
переняли и усовершенствовали многие из его идей. Происходит взрыв
интереса к манге, хотя она пока ещё воспринимается как нечто «для
детей». Однако вскоре молодые представители «манга-поколения» взрослеют,
идут в институты, поступают на работу. Но и там они не хотят
расставаться с любимым развлечением. Спрос порождает предложение —
появляются новые направления: манга для подростков/студентов и манга для
взрослых.
Дальнейшее развитие и становление манги связано с именами Сётаро
Исиномори, Го Нагая, Кацухиро Отомо. Появляются работы самых разных
жанров: научно-фантастические, исторические, спортивные, комедийные,
философские, приключенческие и т. д. Происходит окончательное деление
манги на несколько основных течений: манга для самых маленьких (кодо-мо),
манга для мальчиков-школьников (сёнен), романтическая манга для
девушек-школьниц (сёдзё), манга для студентов (сейнен) и манга для
взрослых мужчин и женщин (отонан и рейдзу).
Сегодня рынок манги в Японии огромен и с легкостью затмевает двух других
гигантов индустрии комиксов — США и Францию вместе взятые. В последнее
десятилетие манга всё активнее завоёвывает рынки стран Европы и Америки:
появляется множество специализированных изданий, публикующих только
мангу. Её читают и взрослые, и подростки, и дети. Её популярность
неуклонно растёт.
С. Харламов, М. Ульянов. (Статья взята из 1-го тома манги "Ранма 1/2")
|
1. Evangelion
2. Fullmetal Alchemist
3. Hellsing
4. Ashen Victor
5. Battle Angel Alita
6. +Anima
7. Elfen Lied
8. Midori no Hibi
|